Роль физического воспитания для ребенка
Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания и оздоровления ребенка, это организованный процесс комплексного воздействия физических упражнений и факторов внешней среды (воздуха, ультрафиолетовых лучей, воды).
Значение физического воспитания для ребенка огромно:
— совершенствование терморегуляции;
— повышение неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды;
— стимуляция роста и развития детей;
— коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
— повышение умственной и физической работоспособности.
Что необходимо учитывать при занятиях физкультурой:
1) наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста и его функциональных возможностей;
2) систематичность занятий, их комплексность;
3) использование различных форм физической культуры с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности ребенка;
4) создание благоприятных условий внешней среды во время занятий и психологического настроя.
Одной из важнейших составляющих физического развития детей является физическое воспитание, проводимое в образовательных учреждениях, которое включает в се6я:
— обязательные занятия физкультурой (согласно расписанию);
— сдачу различных нормативов;
— малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика перед началом уроков в школе, динамические паузы – физкультминутки, динамические перемены).
Организация и содержание физического воспитания школьников регламентируется учебной программой по физкультуре, программой по внеклассной спортивной работе, программой занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.
Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников осуществляет медицинский работник образовательного учреждения. В целях оценки состояния здоровья и развития школьников ежегодно проводится медицинский осмотр всех школьников перед началом учебного года, по результатам которого устанавливают медицинские группы физического воспитания (основная, подготовительная, специальная).
Приведем краткую характеристику медицинских групп физического воспитания:
Основная группа -школьники без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой.
Подготовительная группа -школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки.
Специальная группа -школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой. Некоторые из них временно, до улучшения состояния здоровья, освобождаются от участия в учебных занятиях физкультурой.
В течение учебного года проводятся дополнительные осмотры – после перенесенных заболеваний (травм), перед участием школьника в соревнованиях. После осмотра медицинский работник знакомит учителя физкультуры с полученными данными о состоянии здоровья школьников.
В функции медицинского работника школы входит контроль за допуском к занятиям физической культурой после острых травм и заболеваний. Примерные сроки допуска школьников к занятиям физкультуры после перенесенных заболеваний приведены в таблице:
Заболевание | Сроки с начала посещения школы (дни) | Примечания |
Ангина | 14 — 28 | Следует опасаться резких охлаждений (лыжи, плавание) |
Бронхит, ОРВИ | 7 – 21 | |
Отит острый | 14 — 28 | Следует избегать плавания |
Пневмония | 30 — 60 | Следует избегать плавания |
Плеврит | 30 — 60 | Следует избегать плавания |
Грипп | 14 – 28 | |
Острые инфекционные заболевания | 30 — 60 | |
Острый нефрит | 60 | Следует избегать плавания |
Гепатит инфекционный | 56 — 360 | Следует избегать плавания |
Аппендицит | 30 и более | Следует избегать плавания |
Переломы костей конечностей | 30 – 90 | Проведение занятий ЛГ, занятия на тренажерах, плавание |
Сотрясение мозга | 60 и более | В зависимости от тяжести состояния и характера травмы |
В свободное от школы время увеличить объем двигательной активности школьников можно следующим образом:
— утренней зарядкой;
— динамическими паузами во время выполнения домашних заданий;
— спортивными играми на свежем воздухе во время прогулок;
— занятиями в спортивных секциях и клубах.
Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители должны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил личной гигиены и закаливания.
Добавить комментарий